19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. Основным источником, из которого мы узнаем о событии Крещения Господня, является евангельское повествование. О нем  повествуют все четыре евангелиста. Это связано с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии праздника Богоявления читается отрывок из этого Евангелия. Крещение Спасителя предваряется рассказом о проповеди святого Иоанна Предтечи в пустыне, который приуготовлял народ к принятию Мессии через покаяние и водное крещение. Когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече на Иордан, Иоанн распознал в Нем Спасителя, назвав Его «Агнцем Божиим»  и крестил Его, чтобы «исполнилась всякая правда». В момент Крещения Господа произошло событие Богоявления, то есть явления всей Пресвятой Троицы: Святой Дух в виде голубя сошел на Сына Божия, и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».  Об этом говорится в тропаре праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя. И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение». Святые отцы многократно подчеркивали важность события Крещения. «Господь Иисус Христос явлен миру не в Рождестве Своем, а в Крещении, – пишет Святитель Иоанн Златоуст. «В этот день Христос явился не только взорам народа, но и на спасение их», – говорит Святитель Амвросий Медиоланский. Святой  Иоанн Дамаскин в каноне Богоявлению выражает глубокие мысли о внутреннем значении празднуемого события в домостроительстве нашего спасения. Господь Иисус Христос, как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с человеческой плотью все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается пречистой плотию Своею в струи Иордана, в знамение того, что Он есть истребитель греха и победитель смерти, и дарует роду человеческому, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага. Таким образом,  евангельское повествование представляет факт Крещения Господа как двучастное событие, включающее в себя, собственно, крещение, совершённое Иоанном Предтечей, и Богоявление (глас с небес и сошествие Духа в виде голубя). Сошествие Святаго  Духа в виде голубя рассматривается евангелистами,  как знак посвящения (помазания) Мессии, а Крещение знаменует собой начало публичного служения Иисуса, как Мессии и становится отправной точкой изложения Его благой вести. По сложившейся традиции, к празднику Богоявления, на реках, озерах прорубают проруби в виде креста – Иордани.  Иордань  символизирует реку, в водах которой Иоанн Креститель крестил Иисуса.  В воспоминание тех событий, верующие трижды окунаются в прорубь со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Но  купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает.

 





Другие новости раздела

4 мая – Великая Суббота
03.05.2024
24

4 мая – Великая Суббота

В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Для верующих это скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной

3 мая – Великий пяток. Воспоминание Святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа.
03.05.2024
39

3 мая – Великий пяток. Воспоминание Святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Во святую и Великую Пятницу Церковь вспоминает святые, спасительные и страшные страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница, трость,