19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. Основным источником, из которого мы узнаем о событии Крещения Господня, является евангельское повествование. О нем  повествуют все четыре евангелиста. Это связано с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии праздника Богоявления читается отрывок из этого Евангелия. Крещение Спасителя предваряется рассказом о проповеди святого Иоанна Предтечи в пустыне, который приуготовлял народ к принятию Мессии через покаяние и водное крещение. Когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече на Иордан, Иоанн распознал в Нем Спасителя, назвав Его «Агнцем Божиим»  и крестил Его, чтобы «исполнилась всякая правда». В момент Крещения Господа произошло событие Богоявления, то есть явления всей Пресвятой Троицы: Святой Дух в виде голубя сошел на Сына Божия, и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».  Об этом говорится в тропаре праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя. И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение». Святые отцы многократно подчеркивали важность события Крещения. «Господь Иисус Христос явлен миру не в Рождестве Своем, а в Крещении, – пишет Святитель Иоанн Златоуст. «В этот день Христос явился не только взорам народа, но и на спасение их», – говорит Святитель Амвросий Медиоланский. Святой  Иоанн Дамаскин в каноне Богоявлению выражает глубокие мысли о внутреннем значении празднуемого события в домостроительстве нашего спасения. Господь Иисус Христос, как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с человеческой плотью все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается пречистой плотию Своею в струи Иордана, в знамение того, что Он есть истребитель греха и победитель смерти, и дарует роду человеческому, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага. Таким образом,  евангельское повествование представляет факт Крещения Господа как двучастное событие, включающее в себя, собственно, крещение, совершённое Иоанном Предтечей, и Богоявление (глас с небес и сошествие Духа в виде голубя). Сошествие Святаго  Духа в виде голубя рассматривается евангелистами,  как знак посвящения (помазания) Мессии, а Крещение знаменует собой начало публичного служения Иисуса, как Мессии и становится отправной точкой изложения Его благой вести. По сложившейся традиции, к празднику Богоявления, на реках, озерах прорубают проруби в виде креста – Иордани.  Иордань  символизирует реку, в водах которой Иоанн Креститель крестил Иисуса.  В воспоминание тех событий, верующие трижды окунаются в прорубь со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Но  купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает.

 





Другие новости раздела

23.10.2025
16

Гости о монастыре и вере Алексей и Маргарита, Казань: - Нам нравится путешествовать по святым местам, они притягивают некой своей сокровенностью. Стараемся не упускать случая, когда есть возможность поехать. Часто ездим в Суздаль, недавно

24 октября Церковь чествует память апостола Филиппа, единого от семи диаконов. Преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского.
23.10.2025
15

24 октября Церковь чествует память апостола Филиппа, единого от семи диаконов. Преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского.

Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской, был женат и имел детей. После Сошествия Святого Духа двенадцать апостолов поставили его на диаконское служение в Иерусалимской Церкви и поручили, как и прочим шести диаконам,