4 мая – Великая Суббота

4 мая – Великая Суббота

В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Для верующих это скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. Величественное и торжественное значение этого дня отражено в богослужении Великой Субботы. В нем содержится пять основных тем:  погребение Спасителя, сошествие Христа во ад, новотворение человека, покой Бога в седьмой день творения, ожидание Воскресения Христова. Погребение Спасителя - тема утрени Великой Субботы, которая еще именуется «Чином погребения Спасителя». Сошествие Христа во ад - вторая основная тема Великой Субботы. Эта тема идейно связана с мотивом погребения Христа, ибо два этих события, по сути, произошли одновременно: когда Христос телом был во гробе, в это же самое время Он со Своей человеческой душой оказывается во аде и разрушает власть ада, выводя оттуда души умерших праведников Ветхого Завета. Новотворение человека - этот аспект является одной из основных тем канона Великой Субботы. Новотворение человека - таинство, которое совершается во гробе. Господь, находясь во гробе, восстанавливает падшего человека, заново создает скинию Адамову, пересоздает человеческое естество, качественно преобразуя его. Покой Бога в седьмой день творения - Бог, сотворив человека в шестой день, следующий за этим седьмой освятил как день покоя, в который Он «почил от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2–3). Точно также Великая Суббота, будучи седьмым днем недели, стала для Христа тем самым днем, в который Он, совершив дело искупления человека, как бы отдыхает, почивая плотью во гробе. Ожидание Воскресения Христова - по мере прохождения службы Великой Субботы мотив приближающегося Воскресения Христова звучит все явственнее, как бы нарастает с каждой минутой. Если на утрене о воскресении Христа говорится лишь эпизодически, то на вечерне с литургией  эта тема уже занимает господствующее положение. С Великой Субботой непосредственно связан благоразумный поступок Иосифа из Аримафеи, члена синедриона, который пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу  - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и, опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они лишь усилили доказательства Христова Воскресения. Еще немного… и камень будет отвален, стражники приставленные ко гробу в страхе разбегутся. По одержании победы над сатаною, торжественно препроводив  души ветхозаветных праведников в райские обители, душа Спасителя вернется к Своему телу, лежащему во гробе. И  оно оживет, одухотворится. Еще немного и мы радостно воскликнем: Христос Воскресе!

 

 





Другие новости раздела

21.10.2025
17

22 октября Церковь чтит память Иакова Алфеева.
21.10.2025
18

22 октября Церковь чтит память Иакова Алфеева.

Об этом апостоле из числа Двенадцати известно весьма мало. Его звали Иаков, иногда называли Иаков Меньший, чтобы отличать от другого Иакова, называемого Большим, или третьего среди апостолов Иакова, брата Господня (апостол от 70-ти). Его отцом был