24 мая 2020 года - неделя о слепом

Богослужебной темой шестой недели по Пасхе является евангельский рассказ об исцелении, совершенном Иисусом Христом незадолго до окончания Своего общественного служения. Это произошло в Иерусалиме, на празднике Обновления Храма.

Фреска монастыря Раваница, Сербия. 1380-е.

Повествование евангелиста Иоанна (Ин.9:1-38), читаемое сегодня за воскресной Литургией, сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. Это знаменательное событие, которому Церковь не случайно посвящает последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи (и праздником Вознесения), содержит целый ряд глубоко символических и назидательных мест.

Иисус Христос, сказавший о Себе, что Он – «Свет миру», дарует возможность видеть материальный свет и мир вокруг себя человеку, лишенному этого великого блага, которое мы, зрячие, воспринимаем как нечто само собою разумеющееся. Этот исключительный случай, требовать повторения которого мы не в праве, стал для исцеленного ступенью к неизмеримо более важному прозрению – прозрению духовному. Умывшись в источнике Силоам (что в переводе значит «Посланный»!), он не только обрёл зрение, но и уверовал в посланничество в мир Сына Божия, а книжники и учителя народа, гордившиеся своей начитанностью в Священном Писании, остались духовно слепы, хотя и были зрячи всю жизнь.

Духовное прозрение невыносимо трудно: здесь и необходимость отказаться от убаюкивающих стереотипов, и страх перед тем, что может открыться вдруг перед тобою и с беспощадностью высветлить мелочность и ничтожность всей жизни. Нет, лучше не видеть и не знать, – Вечность и Свобода бесконечно страшны для человека! Пусть все идет привычным чередом. Жалкая, но неизбывная в человеческой истории логика.

Пройдет несколько дней, и богослужебное чтение праздника Вознесения Господня вновь напомнит нам о невероятных, порою будто бы необъяснимых, трудностях, которыми сопровождалось духовное прозрение даже апостолов из числа Двенадцати, ближайших учеников Христовых. Разумеется, исторически их страх и ошибки вполне объяснимы, но может ли это теперь, в начале уже третьего тысячелетия Христианской эры, служить оправданием нашей умственной слепоты и нравственной косности?

В среду шестой седмицы, накануне праздника Вознесения Господня, совершается Отдание Пасхи. В последний раз звучат пасхальные песнопения, и выходит из храма пасхальный крестный ход, чтобы снова повториться лишь по истечении бесконечно долгого – и одновременно столь краткого – года, ждущего нас впереди.

Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия

Избранные посты
Недавние посты