© Свияжский Богородице-Успенский Монастырь,2017. Официальный сайт. 
При использовании материалов сайта ссылка на www.sviyazhsk-monastery.ru обязательна.

Please reload

Недавние посты

28 августа митрополит Феофан освятил Успенский собор Свияжского монастыря

August 28, 2019

1/2
Please reload

Избранные посты

11 сентября - день Усекновения Главы Иоанна Предтечи

September 11, 2018

В день памяти Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, мы публикуем статью (в сокращении) заслуженного работника культуры Республики Татарстан, Якова Хаимовича Вайсфельда (1944-2012) посвященную Свияжскому Иоанно-Предтеченскому монастырю, а также и монашеской обители находившейся ранее на его месте: Троице-Сергиевой.

 

 св. Иоанн Предтеча. Икона деисусного чина Свияжской Троицкой Церкви. XVI век.

 

Первый монастырь на острове-граде — Троице-Сергиев — был основан еще в 1551 году по указу Ивана Грозного. Это был первый монастырь не только в Свияжске, но и во всем Казанском крае. Его строительство финансировал подмосковный Троице-Сергиев мона­стырь (будущая лавра), к нему и была приписана новая обитель.

 

Считалось, что задолго до прихода войск на Круг­лую гору сам Сергий Радонежский благословил это место для христианского города. Все московские князья и цари испытывали особое уважение  к этому святому. Устраивая в Свияжске монастырь во имя преподобного Сергия, Иван Грозный как бы вручал охрану и защиту нового города «заступнику земли русской» .

 

Место для монастыря было выбрано в юго-западной части города, над склоном Круглой горы, спускающимся к Свияге.

 

Первоначально монастырь включал в себя две древние церкви: Троицкую и Сергиевскую, десять келий, конюшенный двор, погреб, ледник, две поварни. Его территория была обнесена оградой с двумя воротами: святыми и конюшенными. К монастырю было приписано село Городище близ реки Свияги, несколько деревень, где размещались три монастырских и тридцать крестьянских дворов, богатые пашни.

 

 Троцкая церковь Свияжска. Современный вид.

 

В 1764 году, после секуляризации церковных земель, все угодья и вотчины с селами и деревнями были изъяты из пользования Троице-Сергиевого монастыря. Обитель была упразднена, монахи переведены в Троице-Сергиеву лавру, туда же перешли церковная утварь, библиотека, монастырский архив. Принадлежащие монастырю церкви были обращены в приходские.

 

В 1795 году на место бывшего Троице-Сергиевого монастыря переводится Свияжский Иоанно-Предтеченский, ранее находившийся на Большой (Ус­пенской) улице.

 

Этот монастырь возник в конце XVI века. Более точную дату его осно­вания определить невозможно, так как древние монастырские грамоты и до­кументы погибли во время пожаров и уничтожения архива обители в 1930-е годы. По тем же причинам невозможно указать его первоначальное местополо­жение. Не сохранилось ни одной пост­ройки, даже монастырский храм был разобран до последнего кирпича. Пред­полагается, что монастырь находился внутри города, близ собора Рождества Богородицы.

 

Монастырю предшествовала неболь­шая монашеская община. Монахини жили при деревянной приходской церк­ви Рождества Христова, построенной примерно в 1567 году двумя свияжскими иереями Евплом и Василием. В 1701 году, при Петре I и казанском митрополите Тихоне, на месте этой церкви был пост­роен каменный храм Рождества Христо­ва с приделом Иоанна Предтечи. С этого времени монастырь начинает именоваться Иоанно-Предтеченским.

 

Монастырь влачил довольно жалкое существование. Он не имел доходных зе­мельных угодий. Казенное жалованье было скудным. В 1764 году монастырь был отне­сен к третьему классу со штатом 16 человек монашествующих во главе с игуменьей.

Пожары 1753 и 1798 годов подорва­ли и без того убогое существование обители. Значительно пострадал храм, сгорели деревянные кельи. Иоанно-Предтеченский монастырь был времен­но упразднен, а его насельницы переведены в Казанский Богородицкий монастырь. При содействии казанского архиепис­копа Амвросия игумения Мария взялась за восстановление обители.

 

По новому плану города, состав­ленному после пожара, часть мона­стырской территории отходила под го­родскую застройку. Оставаясь на старом месте, монастырь не мог, в случае не­обходимости, рассчитывать на расши­рение площади. По разрешению Синода его переводят на место давно закрытого Троице-Сергиевского монастыря с со­хранением прежнего названия.

 

Получив помощь от казны, жен­ская обитель начинает благоустраи­ваться. Монастырю были пожалованы пахотные земли, рыбные ловли, муко­мольная мельница, сенные покосы.

 

По мере увеличения числа мона­хинь монастырская усадьба расширя­лась, изыскивала средства, росло чис­ло жилых построек. Периоды наиболее активного строительства в монасты­ре — двадцатые-тридцатые годы XIX века и девяностые годы. За это время территория Иоанно-Предтеченского монастыря превращается в четко спла­нированный комплекс традиционных монастырских сооружений.

 

При игуменьях Евпраксии и Надежде (двадцатые-тридцатые годы XIX века) сооружаются корпус братских келий и кор­пус игуменьи, придавшие переднему двору четкие геометрические формы. Монастыр­ская усадьба обносится каменной стеной с небольшими башнями и четырьмя вратами.

 

Некоторой переделке подвергается Троицкая церковь: она обшивается те­сом, обветшалые крытые гульбища за­меняются крыльцами с колоннами, де­ревянная крыша заменяется железной.

 

В 1865 году монастырь переводится во второй класс. Его штат увеличивается до сорока человек, хозяйственная жизнь становится более интенсивной, развора­чивается широкое строительство.

 

В конце девятнадцатого века возво­дятся новая трапезная, кельи, обще­житийный корпус — самое крупное гражданское сооружение монастыря. В 1898-1906 годах, при игуменье Апфии, заложен и построен новый камен­ный храм — собор Божьей Матери «Всех скорбящих радость» — последнее крупное сооружение не только мона­стыря, но и всего Свияжска. Автор проекта храма в стилизованно-визан­тийских формах — епархиальный архи­тектор Ф.Н. Малиновский.

 

 Архитектурный ансамбль Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. 2017 год.

 

Храм был теплым с двумя придела­ми — Святой Анны Пророчицы и Пре­подобного Серафима Саровского, чу­дотворца. В длину храм — 18 сажен, ши­риной — 13 сажен, высотой — 15 сажен.

 

В 1914 году стены собора были расписаны “священно-историческими художе­ственными картинами усердием благо­творителя г. Москвы фабрикантом Сер­гием Симоновичем Мешковым”.

 

Монастырю к концу XIX века принадлежал также деревянный дом с флигелем, надворными постройками и садом — общей территорией до 600 кв. са­жен. Дом этот находился через дорогу от монастыря, напротив Святых ворот, и достался обители по дарственной, напи­санной 26 мая 1896 года, от И.А. Кулико­ва. Там был лазарет, который в 1919 году, перед самым закрытием монасты­ря, переоборудовали в тифозный барак. В 1911 году на том же участке был выст­роен двухэтажный странноприимнический дом, который с октября 1919 года был занят воинской частью.

 

Последней настоятельницей мона­стыря перед его ликвидацией была ше­стидесятилетняя игуменья Павла (в мире Параскева Петровна Фролова, как сооб­щают архивные документы: “образова­ния домашнего, из крестьян села Шар­кан Вятской губернии, поступила в мо­настырь в 1878 году, пострижена — 17 сентября 1905 года”).

 

Обитель была закрыта в 1929-м году. Впоследствии комплекс зданий обители занял Свияжский совхоз, в соборе «Всех скорбящих Радость» устроили зернохранилище, а в сестринских кельях поселили семьи сотрудников совхоза.

 

Самого совхоза нет уже несколько десятилетий, между тем некоторые жители Свияжска имели квартиры в бывших монастырских корпусах менее 10-ти лет назад.

 

На сегодняшний день ансамбль бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря является частью мужской Богородице-Успенской обители.