© Свияжский Богородице-Успенский Монастырь,2017. Официальный сайт. 
При использовании материалов сайта ссылка на www.sviyazhsk-monastery.ru обязательна.

Please reload

Недавние посты

28 августа митрополит Феофан освятил Успенский собор Свияжского монастыря

August 28, 2019

1/2
Please reload

Избранные посты

Проповедь в Неделю о  Фоме

April 17, 2018

 

 

Во имя Отца, и Сына, Святаго Духа 

 

В этот праздничный воскресный день мы вспоминаем святаго апостола Христова Фому. И это очень символично, так как память об этом апостоле всегда связана с событиями Воскресения Христова. К сожалению, память об этом святом апостоле, на протяжении многих веков сохранявшаяся в Церкви, не всегда верно доносила до нас церковное понимание того, в чем же заключался смысл его исповедания веры во Христа. И очень часто приходится слышать о том, что был такой «Фома неверующий». И когда мы видим человека, который не очень глубоко верит в Бога, который не очень глубоко доверяет нам самим, мы называем его «Фомой неверующим».  

 

А между тем, церковное понимание служения этого великого апостола является совсем иным. 
Да, действительно, святые апостолы «страха ради иудейска» затворились в горнице, да, действительно, многих из них одолевали сомнения, хотя их божественный Учитель Иисус 
Христос обещал им Свое воскресение. Не было бы этих сомнений — не было бы и их отречения от Христа, их оставления Христа, которое произошло во время Его крестных мук. Но сейчас они были все вместе и вновь возносили молитву о том, чтобы их Божественный Учитель подал им хоть какой-то знак Своего воскресении. И Спаситель явился им так, как они не ожидали этого. Он явился в Своем преображенном воскресшем теле, в том самом теле, на котором оставались следы от гвоздей, которые зияли, как раны, и вместе с тем в том самом теле, которое было уже преображено и не помешало Спасителю пройти через стену горницы и явиться апостолам. Страшно было представить, что им явился призрак, искушающий их. И Спаситель, видя их маловерие, и здесь снизошел к ним и разделил их трапезу. И когда они увидели, что это не дух, а, действительно, их божественный Учитель, пришедший во плоти, то есть исполнивший до конца Свое обетование, они возрадовались. 

 
     Но с ними не было святого апостола Фомы, и когда он узнал об этом, он произнес опять таки не какие-то величественные апостольские слова, а простые человеческие слова о том, что он не уверует в воскресение Спасителя, если не вложит свои пальцы в раны на Его теле. Просто, по-человечески, казалось бы, он опять усомнился, но сомневались и другие апостолы, в словах же апостола Фомы, наряду с сомнением, было и нечто иное. Он не просто хотел увидеть воскресшего Христа, услышать воскресшего Христа – он настаивал на том, чтобы дерзновенно вложить персты в язвы гвоздиные. 

 

Евангелие не таит от своего читателя немощей и несовершенств тех, о ком, наряду со Христом Спасителем, повествуют его строки. Причем не исключительно в тех случаях, когда речь идет о врагах Божиих. Поэтому прочесть в нем можно не только о властолюбии, зависти, лукавстве и злобе начальников иудейских, но и о предрассудках, во власти которых во многом находились еще не просвещенные Святым Духом апостолы. Можно увидеть, как они спорили о первенстве, проявляли маловерие, малодушие, не могли бодрствовать с Учителем своим тогда, когда в этом более всего настояла нужда. Евангелие рассказывает о предательстве Иуды, но не умалчивает и об отступничестве Петра. 

 

Зачем нам это знать? Для чего это нужно? Почему в Евангелии обо всем этом говорится? 

Да потому, прежде всего, что это правда. И не могло слово Божие, слово Истины ее, столь важную, столь необходимую, сокрыть от нас. Нам действительно не просто важно, но и необходимо знать, что апостолы были такими же людьми, как и мы, с «нашими» недостатками, страстями, слабостями. Иначе, не сознавая этого, как мы поверим, что способны стать такими, как они? Мы все будем говорить: «Ну, это же апостолы…» А так, ведая, как оно было все с ними, проще им подражать в их духовном пути, духовном возрастании. 

 

Чаще всего у нас воспринимают сомнение святого апостола Фомы как проявление его немощи, его маловерия. Тем более, что в конце Евангелия звучат слова о том, что блаженны не видевшие, но уверовавшие. И мы, конечно же, зачисляем самих себя в разряд тех блаженных, не видевших, но уверовавших. И уж тогда конечно апостол Фома предстает пред нами как яркий пример маловерия на фоне нашей веры; веры не видевших, а, может быть, даже и не видящих Христа людей, не видящих Его годами, десятилетиями в своей даже церковной жизни, потому что уж слишком просто мы утверждаем себя как христиане и говорим о себе как о христианах. 


    И вот апостол Фома напоминает нам ту очевидную истину, что христианин обязан сомневаться: сомневаться в себе, сомневаться в своем переживании Бога, в своей вере в Бога, и в этом нет абсолютно никакого греха. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит – «если ты не подозреваешь себя в прелести, значит ты действительно в прелести». Ибо вера не есть доверчивость. Вспоминая народное определение апостола Фомы как Фомы Неверного, мы можем вспомнить нашу с вами историю, когда именно наш с вами народ, который наградил святого апостола Фому определением «неверный», свое неверие проявил самым страшным образом совсем в недавнее время. 


    Та доверчивость, с которой наш народ пошел за теми, кто призвал его уничтожать собственную Церковь, собственную страну, как раз и является свидетельством того, что не достало ему способности в какой-то момент усомниться в тех, кто предложил ему это легкое право на бесчестье. Так недавняя история показала нам, как важен опыт святого апостола Фомы, тем более, что если мы будем внимательнее читать Евангелие, мы обнаружим следующее: апостол Фома не требует ничего особенного для себя. Ведь и Сам Иисус Христос, неоднократно представая перед своими учениками, доказывает им, что Он воскрес, являя им Свои раны гвоздиные. Апостол Фома отличается от своих собратьев-апостолов только тем, что он, не увидевши этого доказательства, чает его, ожидает его, и получает его от Христа. 
Это очень важная тема духовной жизни христиан. Когда мы, то ли от равнодушия, то ли от страха, оказываемся несомневающимися, не задающими вопросы Богу, мы лжем. Бог ждет от нас вопросов. Ему не нужны благочестивые марионетки, Он ждет любых наших вопросов и готов отвечать на все наши вопросы. Чем, может быть, искусительней, но, по сути своей, честней будет наш вопрос к Богу, тем ощутимей будет ответ Бога на наш вопрос. Бог не боится наших сомнений. Он готов прислушаться к нашим сомнениям и развеять все наши сомнения.

 
    И святой апостол Фома напоминает нам о том труде, который предстоит нам на все последующие годы нашей жизни. Он призывает нас ответственно и осмысленно идти за Христом, жить во Христе, размышлять о Христе. 


    Честность веры является залогом ее подлинности, а подлинная вера действительно творит чудеса и наделяет каждого, даже самого немощного человека, всеми остальными духовными талантами, но начинать нужно именно с этой искренности и честности, той самой искренности и честности, с которой начал святой апостол Фома свой, подчас, кажущийся нам таким не благочестивым разговор со Христом. 

 

    Пусть же святой апостол Фома не только насторожит нас в отношении самих себя, но и успокоит нас именно в том отношении, что Бог ждет любых наших вопросов. И каждый наш искренне заданный вопрос будет получать от Него ответ, такой ответ, который в конечном итоге и приобщит нас к подлинной воскресной радости во все дни нашей жизни. 

Аминь. 

 

Игумен Симеон (Кулагин) 

Share on Facebook
Share on Twitter