Поиск
  • Азбукин Андрей Алексеевич

24 июня - день памяти иконы Божией Матери "Достойно есть"


В столице Афона — городе Карее, основанном в 335 году императором Константином Великим, в алтаре Протатского собора, на горнем месте, и сегодня находится чудотворная икона, именуемая «Достойно есть», или «Милующая» («Άξιόν έστιν»).

История этой иконы, как явствует из ее названия, связана с появлением церковного песнопения «Достойно есть». Вот что рассказывает об этом удивительном случае святогорское предание.

В конце Х века на Святой Горе неподалеку от Карейского монастыря жил старец-отшельник с послушником. Проводя все время в молитве и посте, они оставляли свою келью лишь в исключительных случаях. Кстати, келья эта с небольшой церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы сохранилась до настоящего времени. И вот однажды, в воскресный день 11 июня 982 года, старец-священник отправился ко Всенощному бдению в Карейский храм, а своему ученику наказал совершать эту службу дома.

Уже наступала ночь, когда послушник вдруг услыхал стук в дверь. Удивленный, он отворил ее и увидел на пороге незнакомого инока (монаха), который попросил приюта. Послушник впустил незнакомца, а скоро пришло и время Всенощной службы…

Заканчивая чтение канона, они оба встали перед иконой Пресвятой Богородицы, называвшейся «Милующая», и начали было петь древнюю величальную песнь святого Космы, епископа Маиумского, творца канонов: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим…», как вдруг незнакомец прервал пение.

— А у нас не так величают Божию Матерь, — сказал он, — мы поем сначала: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего» и уже потом: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим».

И — о чудо! — как бы откликаясь на это дивное славословие и приветствуя его, икона Божией Матери вдруг засияла необыкновенным небесным светом…

Ошеломленный всем виденным и слышанным, послушник простодушно попросил:

— А мы такой песни никогда и не слыхали… И не только мы, но даже и предки наши… Прошу тебя, запиши мне ее, чтобы я мог бы так же величать и славить Богоматерь.

Когда выяснилось, что в келье нет ни чернил, ни бумаги, незнакомец произнес:

— Я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне. Ты и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы именно так славословили Пресвятую Богородицу.

Начертав на камне, ставшем под его рукой мягким как воск, слова песни, гость подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, в тот же миг стал невидим…

Возвратившийся старец застал послушника, распевающего незнакомую чудесную песнь. А когда узнал о таинственном незнакомце и увидел каменную плиту с отчетливо запечатленными словами песнопения, сразу же понял, что их келью посетил сам Архангел Гавриил. Каменную плиту они отнесли к прету (начальнику Святой Горы) и подробно рассказали обо всем случившемся.

С тех самых пор ангельская песнь «Достойно есть» и стала звучать (звучит и в наши дни!) на Божественной литургии и других церковных службах. Икону, перед которой ее воспел Архангел Гавриил и получившую новое название — «Достойно есть», торжественно перенесли в Протатский собор в Карее, а плиту — в Константинополь.

Протатский собор, Карея, Афон.

Из книги Ольги Глаголевой «Богородица — наша заступница»


Просмотров: 20

© Свияжский Богородице-Успенский Монастырь,2017. Официальный сайт. 
При использовании материалов сайта ссылка на www.sviyazhsk-monastery.ru обязательна.