6 декабря Церковь празднует память святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского.
Святитель Митрофан родился в 1623 году на Владимирской земле. Начал служение Церкви на сельском приходе. Овдовев, поступил в Успенский Золотниковский монастырь под Псковом. Спустя всего три года был призван игуменом в соседнюю обитель. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием. Узнав о достоинствах игумена Митрофана, патриарх Иоаким поставил его во главе большого монастыря под Москвой. И на новом месте святой был столь успешен в начинаниях, что ему поручили управление несколькими монастырями, а затем рукоположили во епископа новой Воронежской епархии – через несколько недель после смерти царя Феодора. Это был бурный период смены власти, церковного раскола. Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона и подвергавшиеся суровым преследованиям, устроили публичный спор с патриархом и несколькими епископами, одним из которых был Митрофан. Диспут проходил в присутствии правительницы царевны Софии и двух юных царей. Спор вылился в обмен оскорблениями, что привело к возмущениям, охватившим многие земли, в частности, Воронежскую епархию, где было полно лихих казаков, старообрядцев – раскольников и беглых. В епархии не хватало священнослужителей, особенно просвещенных, способных противостоять раскольническим настроениям, языческим суевериям, по-прежнему живущим в народе. Однако новый пастырь смело принялся за дело, желая, прежде всего, призвать священнослужителей к их духовному предназначению. «Вы – ангелы, – говорил он, – которых Бог послал в пустыню, чтобы раздавать народу манну Господню. В своих молитвах вы должны подражать пророку Моисею и святому Павлу, которые ревностно просили за народ Божий». Епископ посетил все монастыри своей епархии и восстановил в них традиции святых отцов, напомнив монахам об их долге подвижничества и непрестанной молитвы за Церковь. Святитель Митрофан боролся с народными суевериями, безнравственностью, влиянием старообрядцев, наставляя паству в верности учению Единой Святой Апостольской Церкви. Его труды были вознаграждены быстрым усилением авторитета Церкви, символом чего стало строительство величественной Благовещенской церкви в Воронеже. Молодой царь Петр I часто навещал иерарха и выражал ему свое восхищение. Но когда Митрофан понял, насколько опасно влияние на Петра западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к царю. Придя в ярость, тот под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец. «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21), – велел передать ему святой. Затем, готовясь к смерти, он велел звонить в колокола к торжественной вечерне. Царь одумался и убрал статуи языческих богов, бывшие причиной этой ссоры, но не отказался от своих реформ, имевших столь серьезные последствия для истории Церкви и русского народа. В 1703 году святитель Митрофан заболел и принял схиму с именем Макарий. Он почил в мире 23 ноября, произнеся перед народом проповедь, в которую вложил всю свою любовь и величие души. Царь лично присутствовал на похоронах епископа и произнес: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память». За несколько лет до своей кончины, святитель Митрофан составил завещание, в котором дает пастырские наставления для всех христиан: «Употреби труд, храни мерность - богат будешь. Воздержно пей, мало ешь - здрав будешь. Твори благо, бегай злаго - спасен будешь».
Другие новости раздела
26 января – Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Церковь вспоминает преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.
26 января (14 января по старому стилю) Святая Церковь вспоминает двукратное избиение иноков, подвизавшихся в обителях и пещерах горы Синайской и в сопредельной с Синаем прибрежной пустыне Раифе. Первое избиение произошло в IV веке, когда на