31 марта – Неделя 2 – я Великого поста. Церковь чтит память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

31 марта – Неделя 2 – я Великого поста. Церковь чтит память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества  - святитель Григорий жил в XIV веке. Его личность поставлена святой Церковью ориентиром всем христианам.  Он является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания и, смог изложить и передать потомкам великий опыт Православного подвижничества. Григорий Палама оставил после себя множество сочинений - проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в Православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Григорию Паламе мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный Фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения. По мнению Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света.  Эта Божественная энергия преображает все существо человека: ум, душу и, даже тело. Православная Церковь поддержала Григория Паламу и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности. Великий делатель Иисусовой молитвы, святитель Григорий утверждал истины о Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта укорененного в Священном Предании Церкви. А его жизнь и богословие показали, что на пути духовного возрастания, покаяния, поста и молитвы, действительно возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.