Из истории монастыря

Свияжский эпизод маршала Тито: он думал, как бы, не выкрали исподнее бельишко…
Вызванные трагическими событиями истории жизненные перипетии приводили в стены Свияжского Успенского мужского монастыря самых разных людей. В годы 1-ой мировой войны, в лазарете, устроенном на территории обители, лечил раны будущий руководитель Социалистической Федеративной Республики Югославия – СФРЮ – Иосип Броз Тито.
Размещение на территории монастырских комплексов лечебно-медицинских учреждений, в годы 1-ой мировой войны, стало достаточно распространенным явлением. Насельники обителей разделили со страной тяготы масштабного вооруженного конфликта, старались оказать Отечеству посильную помощь. Не стал исключением и Успенский мужской монастырь. Здесь, в открытом, в братском корпусе, лазарете, лечили и восстанавливали солдат, получивших ранения на полях сражений.
В самом Свияжске находился контингент военнопленных воевавшей с Россией Австро-Венгерской армии. Рядовой состав занимал здание богадельни на улице Московской. По соседству стояла рассчитанная на офицерский состав деревянная казарма. В 1-ю мировую, обе воюющие стороны, два военно-политических блока, старались соблюдать положения Женевской конвенции. Это Антанта (в которую входили Россия, Великобритания, Франция) и Тройственный союз (в составе Германии, Австро-Венгрии, Италии). Раненым военнопленным неприятеля, противоборствующей стороной, помощь, оказывалась в той же мере, как и солдатам собственной армии. Иосип, родившийся в 1892 году, в селе Кумровице, в Хорватии, был мобилизован в вооруженные силы Австро-Венгерской империи. Воевал в чине унтер-офицера, командовал взводом. В 1915 году получил ранение, оказался в плену, а затем, санитарным эшелоном доставлен в Свияжск.
В древнем городке на Волге, «балканский пленник» находился, примерно, 13 месяцев, с 1915-го по 1916-й годы. Этот эпизод, хотя и противоречиво и без больших подробностей, довольно часто встречается во многих материалах о Тито. Рассказывал о Свияжске, в связи с пленом, и он сам. По воспоминаниям Тито, в монастырском госпитале Свияжска, в бреду, он ругался с изображениями святых на иконах. Раненому казалось, что святые хотят украсть его вещи… Самому же Иосипу об этом поведали находившиеся в палате товарищи по несчастью. Ранение Иосипа было тяжелейшим. Его спину пронзила «черкесская пика», в походном лазарете он подхватил воспаление легких, затем сыпной тиф, свирепствовавший среди военнопленных. Состояние было критическим, на грани жизни и смерти. На дужке кровати Тито висела красная тряпочка, свидетельствовавшая о том, что, больной, скорее – всего, не выживет. По всем медицинским показателям, он должен был умереть. Но Господь сотворил чудо: пленный встал на ноги.
Смертельная рана, болезнь – нередко становятся моментом обретения истины. Многие люди, в такой ситуации, отбрасывают «шелуху» земной жизни и обретают в сердце своем Господа. С Иосипом этого не произошло. Почему? Вопрос - риторический. Примечательная деталь: человек находится между жизнью и смертью, а думает о «вещичках». Хотя, пожалуй, и брать то у него было нечего. Нательное бельишко…потрепанную шинельку…быть может, какой-нибудь, вещмешок…
Советскую Россию Иосип Броз Тито покинул в 1920 году, убежденным коммунистом. Вся его дальнейшая жизнь складывалась бурно и была насыщена событиями. По меркам мирского человека он достиг фантастических успехов. Иосип Броз Тито бессменно правил Югославией с 1945-го по 1980-ый годы. Был видным деятелем Международного движения неприсоединения. Стал маршалом, дважды Народным героем Югославии, Героем Социалистического Труда Югославии. Его грудь украшали многочисленные награды.
Но Тито упустил главное: он избрал путь земного властителя, а мог бы стать гражданином Царствия Небесного.
Валерий Яковлев.
На фотографии: Иосип Броз Тито. Фотография из общедоступного ресурса в интернете.